Высокая энергия. Большой тест аккумуляторных батарей

alt



Текст: Евгений Константинов

Фото: Андрей Каменев, Александр Давидюк, Ирина Королева

Согласитесь, мало кому придет в голову назвать аккумуляторную батарею символом покорения бездорожья. Это же не хай-джек, не грязевая резина и не электрическая лебедка. Стоп! А что у нас приводит в действие последнее из перечисленных устройств? Только не говорите, что штурман. А стартер при двадцатиградусном морозе тоже штурман крутить будет? То-то же. В общем, пришло время попробовать по-свойски разобраться с этими скромными тружениками Ее Величества ЭДС.

Для машины с большим объемом двигателя (а, следовательно, с энергоемким стартером) и мощной лебедкой абы какая АКБ не подойдет. Но от чего отталкиваться при выборе? От цены, размера, марки? Предлагаете в качестве «печки» номинальную емкость в ампер-часах? Но это тоже косвенный показатель, который некоторые производители вообще игнорируют при маркировке. Что же касается специалистов, то они считают наиболее значимой характеристикой АКБ пусковой ток. Чем он больше, тем батарея мощнее. Но и тут путаницу вносит разнобой международных и национальных стандартов измерения этого тока и маркировки аккумуляторов, из-за чего одна и та же цифра может относиться к батареям, различающимся по характеристикам в разы.

600 кг электродвижущей силы

Рост мощности батареи влечет за собой увеличение не только ее габаритов, но и требований к генератору и стартеру в связи с увеличивающимися токовыми нагрузками на них. Конечно же, и крепление АКБ, и генератор со стартером можно поменять. Но сейчас речь не об этом.

Для большинства серийных внедорожников рекомендованы АКБ с номинальной емкостью 75 Ач и пусковым током порядка 600–700 А по стандарту EN. Но так как мы пытались охватить все сегменты рынка (от самых дешевых отечественных до высокотехнологичных специализированных офф-роудных батарей), то в итоге диапазон характеристик аккумуляторов оказался несколько шире.
Для теста мы отобрали 16 моделей, представленных в 32 изделиях (по два образца для достоверности результатов и подстраховки). Общая масса тестового материала составила 595,75 кг!

Технические данные участвующих в тесте батарей

Емкость номинальная (резервная) - Пусковой ток - Габариты - Масса - Особенности - Цена


Optima D 34/78
55 Ач

Резерв. емк. 120 мин

ССА 750 А

260х175х195 мм

20,1 / 20,2 кг

AGM, 4 клеммы

7400 руб.

alt


Mutlu Mega
75 Ач

EN 680 А

280х175х190 мм

18,45 / 18,9 кг

Ca, индикатор заряда

2500 руб.

alt


Pro Comp HDX orbital

Резерв. емк. 95 мин

ССА 770 А

260х173х205 мм

17,7 / 17,75 кг

AGM, 4 клеммы

6500 руб.

alt


Inci Aku

75 Ач

EN 600 А

275х175х190 мм

17,65 / 17,85 кг

Ca/Са, индикатор заряда

2200 руб.

alt


Pro Comp HDX orbital
Резерв. емк. 95 мин

ССА 770 А

260х173х205 мм

17,7 / 17,75 кг

AGM, 4 клеммы

6500 руб.

alt


«Титан» Arctic

75 Ач

EN 680, А

275х175х190 мм

20,1 / 20,2 кг

Ca/Са, индикатор заряда

1950 руб.

alt


American 850

Емкость не указана

CCA 850 A

285x190x190 мм

20,45 / 20,5

Ca/Ag, индик. заряда

3600 руб.

alt


«Титан»
75 Ач

DIN 400 А

275х175х190 мм

19,2 / 19,3 кг

Ca/Са, индикатор заряда

1800 руб.

alt


American 105D31L
Емкость не указана

ССА 700 А

300х175х220 мм

21,0 / 21,05 кг

Ca/Ag, индик. заряда

3200 руб.

alt


Prestolite 575.31

75 Ач

EN 570 А

275х175х190 мм

16,8 / 16,9 кг

1600 руб.

alt


Deka 7AG35MF

Емкость не указана

ССА 590 А

225х175х220 мм

15,2 / 15,3 кг

Ca/Ca, пробки вклеены

3100 руб.

alt


Jenox 080616

80 Ач

Пусковой ток не указан

275х175х190 мм

19,35 / 19,5 кг

 1500 руб.

alt


Bosch Silver

74 Ач

EN 680 А

275х175х190 мм

18,55 / 19,0 кг

Ca/Ag, без пробок 2900 руб.

alt


ЗиД-75

75 Ач

DIN 450 А

273х175х190 мм

17,85 / 17,9 кг

Индикатор заряда

1450 руб.

alt


Varta Blue Dynamic

74 Ач

EN 680 А

275х175х190 мм

18,15 / 18,45 кг

Ca/Ag, без пробок 2800 руб.

alt


Zubr 6СТ-72А3
72 Ач

EN 600 А

245х175х190 мм

17,4 / 17,65 кг

1350 руб.

alt


Значение емкости и пускового тока даны производителями батарей.

Все остальные характеристики - замеры ORD.

Цены указаны средние рыночные (по состоянию на октябрь)

Разноцветная экзотика

Аккумуляторы с цилиндрическими банками и спиральными электродами называют в обиходе гелевыми, но правильно их именовать AGM-батареи. Наиболее известны изделия двух американских марок – Optima и Pro Comp (у последней нет собственного аккумуляторного производства, и под ее лейблом продается продукция концерна Exide). Обе фирмы предлагают любителям офф-роуда по две модели – мощную стартерную и выносливую лебедочную (различаются по цвету крышки: у первых – красная, у вторых – желтая). Чтобы выяснить разницу между марками и типами, мы выбрали Optma D 34/78 и два варианта Pro Comp HDX Orbital Super.

Специальные внедорожные батареи выпускает и компания Deka. Их главная особенность – миниатюрные размеры и легкость при большой мощности и токоотдаче. Подобранный в магазине под наши «цифры» аккумулятор этой марки оказался настолько меньше и легче всех остальных, что мы даже усомнились, не напутали ли чего продавцы. Но нас уверили, что все правильно, и для «дизельного Isuzu Trooper с лебедкой Come Up 9000» (наш стандартный ответ на вопрос: «Для какой машины выбираете?») модели 7AG35MF хватит, что называется, «за глаза».

А вот аккумуляторы марки American, напротив, отличаются избыточным весом и нескромными габаритами. Именно по этим причинам их также настоятельно рекомендуют для применения на внедорожниках. Задумавшись о важности размеров, мы взяли две батареи: 105D31L (700А) и 65850 (850А). У меньшей по габаритам оказался заявлен более высокий пусковой ток!


Оставшиеся типы

Лидеры на рынке универсальных АКБ – немецкие марки Bosch и Varta, выпускающие батареи с добавлением серебра в свинцовый сплав плюсовых пластин. Ну что, будем равняться на лидеров? Оба Bosch Silver не вызвали подозрений, а вот Varta Blue Dynamic озадачила… Две батареи, одинаковые по заявленным характеристикам и приобретенные в одном месте, оказались совершенно разными по внешнему виду наклеек на корпусе. Подделка? Небольшое расследование прояснило, что в данном случае обошлось без криминала. Батареи были изготовлены на разных заводах.

Из аккумуляторов среднего ценового уровня мы выбрали популярные у российских автомобилистов турецкие батареи – Mutlu Mega и Inci Aku (одна из торговых марок уже упоминавшегося концерна Exide). Ценовую конкуренцию им составляют российские батареи «Титан». Тут мы выбрали две модели – обычную и предназначенную для особо тяжелых условий эксплуатации Arctic. Чуть дешевле стоят выпускаемые у нас же батареи французской марки Prestolite (модель 575.31). Ну а из низшего ценового диапазона мы выбрали польский Jenox 080616 (новинка российского рынка), традиционный российский ЗиД-75 и белорусский «Зубр» 6СТ-72А3.

Собрав вышеперечисленное богатство, мы отправились в аккумуляторную лабораторию ФГУП  НИИАЭ. По нашей просьбе здесь провели целую серию испытаний, включающую как типичные циклы по ГОСТ 959-2002, так и специальные опыты, моделирующие различные ситуации, возникающие в процессе эксплуатации АКБ в условиях бездорожья.

Осетрина второй свежести

Замерив начальную плотность электролита (у всех, кроме AGM-батарей) и напряжение на полюсах, мы выяснили, что ни одну из батарей нельзя считать полностью заряженной. Почти заряженными оказались оба Inci Aku, оба American 700, и одна из батарей  из American 850. И еще нюанс – у «арктического Титана» оказалась повышенной до 1,30 плотность электролита, что допустимо лишь в случае эксплуатации батареи зимой в северных районах. А вот при температурах выше нуля такой электролит быстро выводит пластины из строя (его разбавили до требуемых 1,28). Наименее же заряженными к нам в руки попали обе Optima и один красный Pro Comp. Да и три других Pro Comp и две Deka оказались немногим лучше.
Впрочем, первичная заряженность лишь говорит о состоянии АКБ на момент продажи. Чем дольше ждет аккумулятор своей участи, тем сильнее обычно он разряжен. В нашем случае даты выпуска батарей (покупателю их выяснить нелегко – производители шифруют эту информацию, а продавцы априори уверены в свежести товара) подтвердили указанную выше причину различия состояний.

К слову, для сертификационных испытаний по ГОСТ допускаются батареи, выпущенные не более чем месяц назад. Попытавшись найти таковые для нашего теста, мы потерпели фиаско. В лучшем случае нам предлагали «двухмесячные» батареи, а с момента выпуска Optima и Pro Comp и вовсе прошло от девяти месяцев до года.
 
Чем грозит покупателю «лежалый товар»? Ничем, если он не планирует прямо без подзарядки начинать разматывать лебедку и «вытаскивать застрявший трактор». После длительного хранения батарея в идеале требует зарядки и постепенной «раскачки». Чтобы получить на выходе корректный результат, программу испытаний построили строго определенным образом, наиболее эффективно приводящим «застоявшиеся» аккумуляторы в чувство.

Размер имеет значение

Перед началом цикла требуется проверить резервную емкость батарей в состоянии «как есть». Резервная емкость – один из наиболее важных показателей батареи. Она определяет время, которое бензиновый автомобиль с неработающим генератором сможет передвигаться «дождливой ночью», т.е. с включенными фарами и дворниками. Ток разряда в этом случае принято считать равным 25 А. Результат оказался неутешительным: практически на любом свежекупленном аккумуляторе далеко не уедешь.

Позже, зарядив «под завязку» уже успевшие прийти в себя после двух циклов испытаний батареи, мы вновь провели проверку резервной емкости. Наиболее емкими оказались большие 700-амперные батареи American (они позволяют ехать без генератора чуть менее трех часов). Вторую строчку (с огромным отрывом от третьей позиции) заняли их 850-амперные родственники меньших габаритов. Ну а наименее емкой оказалась миниатюрная Deka (ее результат – час сорок). Выходит, размер и в самом деле имеет значение.

Теперь займемся математикой. Зная, что по ГОСТ батарея номинальной емкостью 75 Ач должна «ехать» 127,5 минут, несложно подсчитать, что на American можно смело клеить табличку 100 Ач, «Титан» Arctic и Bosch превышают заявленные «часы» более чем на 10 пунктов, да и Optima со своими 55 Ач поскромничала – ее емкости хватит на 80 с гаком. А вот Jenox – наоборот, и его было бы правильнее назвать не 80-й, а 74-й батареей. 


Мороз и солнце


Между двумя испытаниями на резервную емкость, в соответствии с требованиями ГОСТа, мы провели тест на ток холодной прокрутки по типовой методике европейского стандарта. Этот ток (еще он именуется пусковым) считается самым важным показателем мощности батареи и должен быть обозначен на каждом аккумуляторе. Но одно дело – обозначить, а другое – выдать… Чтобы оценить истинные характеристики батарей, мы заморозили их до -18°С и затем разряжали номинальным током холодной прокрутки (EN) в течение 10 секунд (при этом напряжение не должно упасть ниже 7,5 В). Но на этом издевательство не закончилось. После десятисекундной паузы подопытных продолжали разряжать током 0,6 от EN до напряжения 6 В. По ГОСТ, аккумулятор должен выдержать «вторую часть мерлезонского балета» не менее 1,5 или 2,5 минут в зависимости от условий применения АКБ. Строго говоря, тест не является сравнительным, так как токи разряда для каждой батареи свои, но с учетом сравнения номиналов пускового тока каждой модели он дает наглядное представление о способностях испытуемых.

Но тут стоит оговориться. На «внедорожных» аккумуляторах пусковой ток был обозначен по американскому стандарту, и при более жесткой европейской методике исследования (а именно ее мы применили в этом тесте) номинал следовало бы пересчитать, и цифра бы уменьшилась. Но мы этого делать не стали. Во-первых, существующая на этот случай математическая формула имеет достаточно большую погрешность. А во-вторых, кому больше дано, с тех больше и спрашивают. Для российских же батарей «Титан» и «ЗиД», пусковой ток которых был обозначен по уже не действующему западногерманскому стандарту DIN, величина была пересчитана в EN. Этикетка Jenox умалчивает о пусковом токе как таковом. Поэтому волевым решением начальника лаборатории им было присвоено 600 А. На пробу. 

Резервная емкость аккумуляторов, мин.при температуре +25°С и расчет номинальной емкости, Ач

Наименование При покупке Повтор Расчет номинальной емкости, Ач Результат
Optima 42,6 140,8 82,8 6
Pro comp красный 63,5 /36,5 130,1 76,5 13
Pro comp желтый 50,9 114,9 67,6 15
American 850 145,5 173,5 102 2
American 700 145,3/162,4 177,7 104,5 1
Deka 57,7 97 57 16
Bosh Silver 114,3 148,3 87,2 4
Varta Blue Dynamic 105,5/127,6 191,7 77,5 8
Mutlu Mega 104,7 136,3 80,1 7
Inci Aku 112,5 130,4 76,7 12
«Титан» Arctic 122,1 148,9 87,6 3
«Титан» 100,9 142 83,5 5
Prestolite 121,4 130,5 76,8 11
Jenox 87,2 126,6 74,5 14
«ЗиД» 99,5 131 77 9
«Зубр» 81,9/100,6 130,7 76,9 10

В таблице приведены средние показатели подвум образцам.

При разнице резервной емкости более 10 мин. даны оба значения.

Уже первый цикл испытаний показал, что по пусковому току Optima, оба Pro Comp и Deka имеют огромный запас. Он гораздо больше, чем у всех остальных, но и отдают они этот ток сравнительно недолго. Например, обе Deka, оба желтых и один красный Pro Comp до полутора минут не дотянули. А вот у American (обоих типов) нелишний на бездорожье запас «электрической прочности» укладывается в разницу между EN и ССА (по двум частям испытания они немного не уложились в ГОСТ). Что же до остальных участников теста, то «норматив по напряжению» безоговорочно не сдали «ЗиД» и Jenox. Впрочем, всю группу, в соответствии с методикой, еще ждал «перезачет» через один цикл – после второй оценки резервной емкости.
Повторный опыт показал, что в первый раз AGM-аккумуляторы не полностью «проснулись» после прилавка. А проснувшись, они ушли в еще больший отрыв от всех остальных аккумуляторов по напряжению на 10-й секунде. Правда, при дальнейшем разряде желтые Pro Comp снова не уложились в заветные 1,5 минуты (правда, теперь им не хватило лишь 10 и 7 секунд соответственно). Аккумуляторы Amercan подтвердили прежний результат (при этом один из 700-амперных таки дотянул до 7,53 В и, соответственно, норматив сдал). Что же до «ЗиД» и Jenox, то первый улучшил свои показатели, но совсем чуть-чуть не дотянул до требуемых 7,5 В, чтобы подтвердить 580 А, указанные на этикетке. А вот второй остался при своих. Да, похоже, что «расчетных» 600 А EN для него много. А вот до 2,5 минут не дотянул никто. 

Испытание током холодной прокрутки (EN) при -18°C

Наименование Ток, En, A Напряж 10-й ce   Ток 0.6

En, A
Bp  
    первый повтор   первый повтор результат
Optima 750 8.07 8.33 450 1`32`` 1`50`` 3
Pro comp красный 770 7.96 8.20 462 1`25`` 1`42`` 2
Pro comp желтый 750 8.09 8.22 450 1`03`` 1`22`` 4
American 850 850 7.22 7.25 510 1`06`` 1`01`` 1
American 700 700 7.43 7.44 420 1`39`` 1`26`` 5
Deka 590 8.06 8.20 354 1`39`` 1`05`` 13
Bosh Silver 680 7.79 7.65 408 1`07 1`58`` 7
Varta Blue Dynamic 680 7.74 7.64 408 2`09`` 2`03`` 8
Mutlu Mega 640 7.84 8.00 384 2`04`` 2`00`` 10
Inci Aku 600 7.78 7.87 360 2`01`` 1`52`` 11
«Титан» Arctic 680 7.90 7.86 408 1`40`` 1`41`` 6
«Титан» 650 7.55 7.86 390 1`42`` 1`42`` 9
Prestolite 570 7.66 7.55 342 2`26`` 2`10`` 16
Jenox 600 6.99 7.06 360 2`07`` 1`57`` 15
«ЗиД» 580 7.33 7.45 348 2`07`` 2`00` 14
«Зубр» 600 7.55 7.69 360
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии Авторизоваться