Cнегоболотоход "ухтыш" построили в Нижнем Новгороде, на Заводе вездеходных машин.
Эдакий минитанк, способный уверенно двигаться по бездорожью, болотам, взбираться на крутые косогоры и даже плавать!
В создании этой машины приняли участие специалисты Нижегородского технического университета и НИИ Транспортно-технологического машиностроения — фирм с именами и традициями. В качестве основы был взят УАЗ-469, он сформировал визуальный образ нижегородского снегоболотохода.
Кузов ульяновского внедорожника, разрезанный вдоль по линии излома дверных проемов, установлен на герметичный стальной корпус, в котором размещены агрегаты трансмиссии и элементы ходовой части. Каждый борт машины несет на себе две звездочки (передний ленивец и заднее ведущее колесо), шесть опорных катков с торсионной подвеской и три поддерживающих ролика. Гусеницы Ухтыша представляют собой наборные резинометаллические ленты, звенья которых соединены друг с другом специальными шарнирами.
Палец-сустав, соединяющий траки, не мешает ленте работать в гусеничном обводе и свободно «наматываться» на звездочки, но препятствует обратному прогибу гусеницы — точечное воздействие со стороны опорной поверхности, таким образом, воспринимает не конкретное звено, а участок гусеничного полотна. В результате этого возникает так называемый «эффект доски», снижающий удельное давление на грунт и позволяющий машине увереннее передвигаться по слабонесущим поверхностям: песку, снегу и болоту. Равномерно распределять вес вездехода по всему пятну контакта помогают и специальные уширители — резиновые пальцы прямоугольной формы, торчащие из каждого трака. При движении по топким местам дополнительная «распальцовка» позволяет увереннее цепляться за грунт, а на плаву резиновые «пальчики» превращаются в весла.
Именно обеспечением надлежащей «мореходности» продиктованы и некоторые, на первый взгляд, парадоксальные конструктивные решения. Нижняя секция заднего борта Ухтыша, к примеру, заварена наглухо (на УАЗе она открывается), что создает некоторые проблемы с погрузкой багажа. Но при сходе на плав и выходе из воды на берег герметичный борт не позволит черпнуть кормой. Высоко задранные горловины бензобаков и усеченные «амбразуры» дверных проемов тоже неудобны, но это, опять же, издержки водоплавающей конструкции.
Внутри же - обыкновенный уаз, привыкать придется лишь к «рогатому» штурвалу, установленному вместо привычной баранки, и отсутствию педали тормоза, функции которой возложены на поворотные рычаги. Сама рулевая колонка сделана в виде Т-образной консоли, а короткие «рожки» управления бортовыми фрикционами при поворотах нужно тянуть на себя. Схема удобная, но с точки зрения эргономики консоль следовало бы сделать покороче — так будет меньше нагрузка на мышцы предплечья. В остальном же рабочее место водителя, да и интерьер в целом, вполне отвечают идеологии машины. Мягкие кресла, большие оконные проемы со сдвижными форточками, приличная обзорность.
Под капотом установлен карбюраторный двигатель УМЗ-4218-10 (такие моторы ставят на классические «козлики» и «буханки»), работающий с четырехступенчатой коробкой передач и раздаточной коробкой ульяновского производства.
Поворачивает Ухтыш, как классический гусеничный транспортер — подтормаживанием бортов.
Цена в 800 тысяч рублей за Ухтыш в базовой комплектации, не отпугивает — гусеничная техника стоит дорого. А вот отечественная агрегатная база и минимум экзотических узлов в данном случае скорее плюс: это значит, что в придачу к вездеходу не придется «покупать» квалифицированного механика и месяцами ждать доставки дефицитной «железяки» — для жителей отдаленных районов это немаловажно. Что же касается некоторых «детских болезней», то для их лечения у нижегородцев есть все интеллектуальные ресурсы. Остался вопрос за финансированием...