Сочлененные боевые машины

История создания и развития сочлененных боевых машин не нова. Возможности повышения проходимости у военной техники рассматриваются со времен их изобретения и постоянно.

d182d0b0d0bdd0ba1


Придумываются самые различные способы: и увеличение просвета как с помощью увеличения диаметра колес, так и за счет «лифта» кузова, и внедрение «хитрых» блокировок, изменение ширины колес (или гусениц) и многое другое. Один из таких способов – это применение так называемой ломающейся рамы.

США.

Первые сочлененные полноприводные машины появились в 50-х годах ХХ века в США. Это были экспериментальные модели, состоящие из 2-х или более секций, соединенных между собой шарнирными сочленениями. Смысл таких сочленений понятен: каждая из секций может отклоняться независимо от другой по вертикали, не теряя при этом контакт с землей.

d182d18fd0bdd0b82


В серию из них пошли не многие. Одним таких образцов оказался сочлененный автомобиль M520 Goer, в 18 тонн весом, амфибия, у которого отсутствие подвески было компенсировано огромными колесами. Также был пущен в серию автомобиль Gama-Goat компании LTV (Ling-Temco-Vought), ставший одним из самых удачных образцов сочлененных авто.

d182d18fd0bdd0b84


Машина имела оригинальную конструкцию – рама состояла из двух секций, первая из которых была двухосной, а вторая одноосной. Колеса машины являлись ведущими, а передние и задние еще и управляемыми.

Само шарнирное сочленение секций предусматривало возможность быстрого разъединения, а кроме этого, допускало их взаимное перемещение в продольной и поперечной плоскостях на значительный угол. Последнее обстоятельство было особенно важно, поскольку, сводя к минимуму напряжения в обоих корпусах машины, позволяло сделать несущую систему достаточно легкой.

d182d18fd0bdd0b8-gama-goat_m561_1962


У ВС США были достаточно жесткие требования к разрабатываемой машине: она должна была преодолевать рвы и окопы, а кроме этого – плавать. Для удовлетворения этих запросов, на разрабатываемую модель был установлен винт (в задней части двухсекционного несущего кузова), за счет которого на плаву, при вращении всех колес, скорость достигла 8 км/ч.

Первые же испытания показали несостоятельность бесподвесочного типа авто. Такая машина еле-еле развивала скорость в 40 км/час. Конструкторам пришлось ввести в конструкцию торсионную подвеску всех колес, что позволило добиться требуемых 80 км/ч, а кроме того и заметно улучшилась проходимость автомобиля.

Сравнительные испытания с внедорожником типа М38А ("Виллис") показало значительные преимущества новинки по проходимости и скорости передвижения по бездорожью.

И в 1963 году Gama-Goat был рекомендован к производству. А ВС США уже имело большие виды на Gama-Goat. Было решено заменить новыми сочлененными машинами армейский парк устаревших М37. В связи с этим были выдвинуты новые требования к конструкторам: идущий в серию новый автомобиль должен быть крупнее, а конструкцию сочленительного шарнира нужно упростить (для выполнения последнего требования отказались от подвижности в горизонтальной плоскости).

d182d18fd0bdd0b85


Конструкторы снова сели за переделку. Новый автомобиль получил название М561. Но не смотря на многие изменения, в новой разработке концепция Gama-Goat все же сохранилась.

Армия потребовала уже шестиколесный вездеход, который мог бы транспортировать грузы и людей в самых трудных условиях. Такое требование обуславливало как минимум максимальный дорожный просвет и самое малое удельное давление на грунт. Разработчики заменили в новой разработке двигатель, установили мотор, коробку передач, раздатку и управление в передней секции, задняя же выполняла роль грузопассажирского отсека.

d182d18fd0bdd0b86


КПП машина получила 4-ступенчатую механику, а также 2-ступенчатую раздатку. При движении по хорошей дороге привод к передним колесам тягача и колесам прицепа необходимо было отключать, таким образом на шоссе автомобиль имел колесную формулу 6х2 (ведущими были только задние колеса). Шарнир между тягачом и прицепом допускал относительный угол поворота до 30 градусов в каждую сторону вокруг продольной и до 40о вокруг поперечной осей. Кроме того, задний мост тягача (средняя ось автомобиля) мог дополнительно поворачиваться относительно продольной оси шасси на угол 15 градусов в каждую сторону от среднего положения. За счет этого все шесть колес внедорожника имели постоянный плотный контакт с грунтом даже мв очень труднопроходимых местах со сложным ландшафтом. Новую машину отличила высокая плавность хода, а вновь поднятая планка по скорости (90 км/ч по дорогам) была достигнута.

Управлялся новый сочлененный внедорожник М561 за счет поворота передних колес тягача и колес прицепа с помощью обычного рулевого привода. Угол поворота у задних колес был в 2 раза меньше угла поворота передних. Подвеска всех колес была независимой ( два поперечных вильчатых рычага с цилиндрическими пружинами и телескопическими амортизаторами). Все ведущие мосты снабжались дифференциалами повышенного трения. Оригинальная ходовая часть позволяла вездеходу легко преодолевать вертикальный уступ высотой 0,66 м.

Для снижения веса несущие секции машины изготовлялись из алюминиевого сплава. Кузов был рассчитан на 8 солдат с полной выкладкой, а в кабине передней секции размещались два человека, включая водителя. М561 весил 2650 кг, полезная грузоподъемность 1350 кг, полная допустимая масса 4060 кг. Распределение массы по осям: на переднюю 1100 кг, на среднюю 1475 кг, на заднюю 1485 кг. Габаритные размеры М561 были таковы: длина 5620 мм, ширина 2135, высота по тенту задней секции 2310 мм. Колея передних и задних колес 1810 мм, дорожный просвет 380 мм.

В таком виде М561 был запущен в серию. Концерн LTV, (г. Шарлотт, штат Северная Каролина), выпустил около 15 тысяч таких автомобилей. В ходе различных военных действий последних десятилетий, находящиеся на вооружении армии США, эти машины многократно сбрасывались на парашютах с самолетов, имея на борту полезный груз массой до 1140 кг. В отличие от своего прототипа Gama-Goat, автомобиль М561 не имел винта. Движителем на плаву служили только вращающиеся колеса, из-за этого на воде максимальная скорость М561 составляла 3,2 км/ч.

История развития сочлененных машин в США имела свое продолжение. В конце
70-х гг. ХХ века в Пентагоне было принято решение о замене М561 на более унифицированную машину. Под замену попал не только Gama-Goat, но и такой неприхотливый джип, как М151 Mutt. В результате замена была произведена на известный всему миру High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle, известный более как "Хаммер".

Тем не менее, 561-е еще долго находились на вооружении US Army, пока техника окончательно не выработала свой ресурс. И ныне, многие списанные машины — частые участники и победители всевозможных джип-триалов в Европе и Америке.

Сочлененная боевая техника на гусеничном ходу

Сочлененные системы имели успешное внедрение по всему миру, как вездеходная транспортная и боевая техника с гусеничным движителем.

Швеция.
Шведские машины BV206 и легкий шведский танк UDEX XX20 являются одним из примеров. К сожалению, дальше опытного образца, танк развития не получил.

d182d18fd0bdd0b871


В 80-х годах ХХ века в Швеции был создан и испытан легкий сочлененный танк, так называемый «истребитель танков» UDEX XX20. Он был вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой с дульным тормозом фирмы «Бофорс». Размещалось орудие над корпусом передней гусеничной машины. Экипаж составлял 3 человека. Во второй машине находятся дизельный двигатель (600 л.с.), боеприпасы и топливо. При общей боевой массе чуть более 20 тонн этот танк во время испытаний на заснеженной местности развивал скорость до 60 км/ч.

d182d18fd0bdd0b88


Секции танка были связаны двумя телескопическими гидравлическими цилиндрами, с помощью которых взаимное положение секций может меняться как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях в пределах 34 градусов. Такое решение позволило танку преодолевать вертикальные препятствия до 1,7 м. Для десантирования танк разъединяли на две части, сборка и разборка требовала много времени.

Россия

У нас разработки сочлененных машин велись различными предприятиями и в различных же ведомствах. Порой и не очень успешно. К примеру, в Бронетанковой академии им. Малиновского разрабатывалась сочлененная боевая гусеничная машина. Но далее составления научного отчета дело не пошло.

d182d18fd0bdd0b89


На сегодняшний день, изучение развития конструкции танков по основным качествам показывает его замедление и полную остановку. Самой главной причиной этого названо недостаточность объема корпуса и башни под броней. Сами же габариты танка (как основной боевой машины) жестко ограничены условиями железнодорожных перевозок.

Внутренний же, бронированный объем до предела заполнен механизмами, агрегатами. боеприпасами и топливом. Танк оброс различными системами пожаротушения, радиационной и других видов защиты, устройствами для преодоления водных преград и самоокапывания. В то же время, многие элементы наблюдения, оповещения, защиты вынесены наружу и не защищены. Существующая конструкция ходовой части не допускает ощутимого повышения рельефной и грунтосцепной проходимости. И так далее. Создалась ситуация, при которой просто необходимо выйти из тупика приверженности к привычной компоновке, когда у танка один моноблочный корпус с двумя гусеницами и ограниченная длина опорной части движителя, выдерживающая благоприятное соотношение между шириной колеи.
И один из методов – это увеличение длинны танка.

d182d18fd0bdd0b810


Но при увеличении длинны корпуса, увеличивается и радиус разворота, радиус ометания при крутых поворотах и так далее. Устранение этого недостатка возможно в случае применения сочлененного корпуса, каждая часть которого имеет свои гусеницы.

Еще в 50-х годах ХХ века такая схема была разработана фирмой «Нодвелл». Особенно положительно она проявила себя в амфибийных машинах, резко улучшив их способность выбираться из воды на сушу.

Все ранее сконструированные и построенные в виде опытных образцов или серийные сочлененные гусеничные машины управлялись при поворотах по кинематическому способу. Для получения достаточной поворачиваемости угол поворота одной части двухзвенника относительно другой достигал 30° в каждую сторону. А это обстоятельство усложняет сообщение объемов поворачиваемых элементов между собой. Все известные конструкции имеют глухие торцевые стенки, обращенные к соединительному устройству.

В современных же разработках поворот ее осуществляется как по кинематическому, так и по бортовому способу. Само управление поворотом корпуса осуществляется в двух плоскостях. В горизонтальной для изменения направления движения и в вертикальной для улучшения рельефной проходимости. Используя способность поворота корпуса в вертикальной плоскости, можно с места водителя укорачивать длину опорной части и тем самым облегчать выполнение крутых поворотов.

В 1999 году была создана действующая модель сочлененного танка в 1/7 натуральной величины, а организационную работу по исследованию модели оказали члены военно-технической секции при культурном центре Вооруженных сил РФ, кафедры тягачей и амфибийных машин и кафедры №18 общевойсковой Академии ВС РФ.

Результаты испытаний показали: в предельно сближенном друг к другу связанным шаровым шарниром тоннельной конструкции корпуса и гусеницы сочлененной машины, обеспечивают при повороте на 16" достаточную поворачиваемость при движении с наименьшим радиусом поворота до 40 м при кинематическом способе поворота. Управяемое с места водителя изменение длины опорной базы с отношением База/Колея =4 до величны 1,8 позволяет выполнять повороты с радиусом 6,0-6,5 м. Это соответствует параметрам моноблочной короткобазной гусеничной машины, выполняемой по бортовому способу.

Сочлененная гусеничной машины является длиннобазной. И возможности производить повороты двумя способами избавляют такую машину от существенного недостатка –большой радиус поворота. Испытания модели показали реальную возможность сочлененной гусеничной машины выполнять шаговое (лаговое) перемещение. Также, в ходе испытаний получило подтверждение высокая живучесть ходовой части, обеспечивающей движение и управляемость при поломке или потере до трех гусениц.

d0b2d0b8d182d18fd0b7d18c


Еще в 60-х годах ХХ века на уровне правительства СССР была поставлена задача о создании совершенно нового гусеничного транспортного механизма, ввиду того, что существующие вездеходы были малы и не справлялись с требуемыми задачами.
Созданное специально для решения этого вопроса конструкторское бюро, в 1971 году разработало и представило первые сочлененные гусеничные машины: ДТ-ЛП и ДТ-Л. Но прошло почти 10 лет, прежде чем их серийные последователи были приняты на вооружение. Ими стали в 1980 году ДТ-10П, ДТ-20П и ДТ-20. Серийное производство ДТ-10П было освоено лишь в 1982 году Ишимбайским заводом транспортного машиностроения.

d0b2d0b8d182d18fd0b7d18c2


Проведенные испытания в реальных условиях особо сложной проходимости (на крайнем Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке и в Аравийской пустыни) показали, что двухзвенные гусеничные транспортеры, обладая высокой проходимостью и большой грузоподъемностью, могут эффективно использоваться для транспортировки вооружения, военной и гражданской техники и военно-технического имущества. Окончательный цкл испытаний и работ по созданию унифицированного семейства двухзвенных транспортеров Витязь был завершен в 1985 году.

d0b2d0b8d182d18fd0b7d18c3


Транспортеры Ишимбайского завода ДТ-10П и ДТ-30П нашли широкое применение как в войсках, так и в различных отраслях народного хозяйства, в районах с тяжелыми дорожно-климатическими условиями. Проведенные испытания и, что главное, реальный опыт работ в труднопроходимой местности подтвердил надежность конструктивно-компоновочной схемы вездеходов. Нетрадиционная схема с четырьмя активными гусеничными обводами, обеспечивающая большую опорную поверхность и постоянство контакта с грунтом подтвердила свою состоятельность.

Удачное сочетание кинематического способа поворота с использованием мощного многотопливного танкового дизеля, оригинальной гидромеханической трансмиссии и специально разработанной ходовой части позволило получить значительно более высокие качества проходимости по различной труднопроходимой местности от крайнего Севера до тропических пустынь, чем на любых одиночных снегоболотоходных машинах.

На сегодняшний день мирно сосуществуют сочлененные вездеходы как на гусеничном ходу, так и на колесном. К сожалению, подобные разработки очень дорогостоящи и длительны по времени. Поэтому удачные проекты можно буквально пересчитать по пальцам.

Шведский гусеничный вездеход "Haegglunds Bv 206s" по прозвищу "Лось". Применяется для нужд армии, а также для петрульных и спасательных подразделений.

d182d18fd0bdd0b815


Кроме высоких качеств по проходимости является еще и амфибией. Имеет распространение в Скандинавии и США. Позже был закуплен в Канаду и в Китай.

В России выпускаются несколько моделей сочлененных вездеходов, кроме семейства «Витязь».

"Атака" - один из самых маленьких, выпускаемых на сегодня в России вездеходов. Вездеход на шинах низкого давления.

d182d18fd0bdd0b817


Вездеход "Мамонтенок" – также вездеход на шинах сверхнизкого давления (0,2 — 0,5 атм.). Сами шины достаточно большие – 1,70 м. в диаметре.

d182d18fd0bdd0b818


Посадка в кабину сродни посадке в трактор К-700. К сожалению, не является амфибией.

Транспортно-технологическая, двухзвенная машина ТТМ-4901 «Руслан».

Разработка ЗАО «Транспорт» по заказу Акционерной компании «Транснефть». Основная задача – обслуживание трубопроводов. Машина является амфибией и развивает скорость до 5 км/час на воде.

d182d18fd0bdd0b819


Имеет трюмные насосы для откачки воды.

ВАЗ-2346 "Капрал"
Внешне автомобиль как сочлененный почти не заметен.

d182d18fd0bdd0b8-d0bad0b0d0bfd180d0b0d0bb


Отсутствие непрерывной рамы и шарнир, соединяющий две половины машины можно заметить, лишь заглянув под кузов.

d182d18fd0bdd0b8-d0bad0b0d0bfd180d0b0d0bb2


Что касается перспектив развития, то в рамках данной концепции, разработка 2-хзвеных бронемашин для армии ( в частности тяжелая универсальная БМП) имеет ряд перспектив.

d182d18fd0bdd0b8-d0b1d0bcd0bf


По одному из проектов предлагается в первой секции расположить МТО, места механика-водителя, командира и наводчика-оператора, а также платформу с вооружением. Во второй секции - десантное отделение. Экипаж из 2-3 человек, десант - до 8 человек, основное вооружение – 76,2-мм автоматическая пушка.

d182d18fd0bdd0b8-d0b1d0bcd0bf2


Машина предполагается оборудовать современными средствами защиты, компьютерной СУО, средствами связи. Модульная компоновка позволяет десантное отделение заменить на какое-нибудь другое: с дополнительным боекомплектом, зенитными ракетами, средствами разминирования или РСЗО.

Предлагается также компоновочная схема бронированной гусеничной машины, имеющей центральную и две соединенные с ней транспортно-эвакуационные секции. При этом секции могут отцепляться друг от друга и применяться раздельно.
Как показывают исследования и последние разработки, сочлененная конструкция боевой гусеничной машины позволит повысить практически все основные боевые свойства. Возможность создать на ее основе семейство боевых, обеспечивающих и вспомогательных машин дает жизнь целому направлению по разработке принципиально новых способов применения танковых подразделений.

Конечно же, эта ветвь развития требует времени и солидного финансирования. Но двухзвенная машина имеет право на жизнь, и это уже доказано. Возможно, в скором будущем мы увидим совершенно новые бронетанковые машины.


Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии Авторизоваться