Поездка на УАЗе. Горный Тянь-Шань. Сарычат-Эрташский заповедник - лето 2009 года.


Вот уже в течение месяца мы катаемся по ущельям Тянь-Шаня в поисках новых маршрутов. До чего же ненасытна душа человека до жажды приключений. Машина работает просто на износ, а нам все мало и мало. Наконец нам предложили съездить на Ак-Шийрак. Друг нашей семьи Александр Верещагин, директор по научной части Сарычат-Эрташского заповедника, предложил мне работу в качестве водителя. Приехала группа французов с экспедицией по изучению снежных барсов и птиц на территории Кыргызстана, и надо забросить их в заповедник.

Встреча была назначена на территории пансионата «Эдельвейс», который находится на южном берегу озера Иссык-Куль, в 70км от города Каракол. Знакомство, суета, погрузка, все это заняло около двух часов. Наконец-то мы двинулись в путь на трех машинах, 2 автомобиля УАЗ и Toyota Surf.




Дорога на Ак-Шийрак идет через красивейшее ущелье Барскоон, перевалив два перевала Сары-Мойнок (3442м) и Барскоон (3816), попадаем на Кумторские сырты, это высокогорная равнина, фактически степь, местами заболоченная из-за вечной мерзлоты. Климат здесь суровый, среднесуточная температура в июле-августе составляет 3-5 градусов, а среднегодовая как в Заполярье, -8.



На сыртах дорога разветвляется, прямо идет на Кара-Сай через перевал Суек (4026м), а налево до золотодобывающего комбината Кумтор. Мы решили поехать по кумторской дороге, через перевал Акбель (3839м) и тем самым сократить путь на 30км. Просто позволяла погода, дожди были не сильными, и дорогу через Акбель не размыло. Застрять там плевое дело, шаг в сторону и машина садится на мосты, болото, да и только, а сидеть ждать помощи можно неделю, две. Весной вообще там нечего делать, все пути лежат через Суек.



В конце кумторовского тракта сворачиваем на Акбель, все, хорошая дорога закончилась, начинаются ухабы, подъемы, спуски, ручейки, речушки, местами вообще сложно понять нормальному человеку, как здесь можно ездить, держим путь на Кара-Сай.



По дороге много останавливаемся, французы фотографируют, снимают фильм, день близится к вечеру, местные водители малость нервничают, оно и понятно, кому захочется по этим буеракам ехать поздней ночью, но избежать этого, видимо не удастся.



Мост через реку Кара-Сай разрушен, но один из УАЗов решается по нему проехать, потому что боится сесть в реке, считая, что выбора у него нет, мы же с Кулу, водителем сюрфа, решаем ехать в брод через реку. Спокойно, на радость французам форсируем ее. Пришлось тяжело на выезде, Кулу на сюрфе заехал со второго раза, подключив передок, я тоже со второго, но передок не подключал, а на дворе вечереет и очень быстро. В горах ночь наступает незаметно, вроде день, солнышко пригревает, и тут оно прячется за горку, становится зябко и уже ночь, холодная и темная, хоть глаз выколи.



Мы не успели засветло и часть пути ехали ночью, значительно отстав от двух впереди идущих машин, часто останавливались, осматривая местные красоты, ловили мотыльков, Александр Петрович поймал зайчонка, посмотрели и отпустили. В ночи эту дорогу я не рассмотрел, только остались ощущения. Длинные затяжные подъемы, машина не тянет, спуск, начинаешь разгоняться для следующего подъема, а там промоина через всю дорогу. Еще несколько раз переезжали ручейки и речушки. Вдалеке, внизу мелькнул огонек, это и были домики Сарычат-Эрташского заповедника, честно говоря, я вздохнул с облегчением, дорога меня вымотала хорошо, в общей сложности проехали 300 км. из них 220 по горам. А внизу нас ждал теплый прием, плов, свежевыпеченный хлеб, чай с горными травами и все, что прилагается к чаю.



Утром, позавтракав, каждый стал заниматься своими делами. Французы осматривали достопримечательности в свете дня, я полез в машину, подкачал колеса, проверил все жидкости, навел порядок в салоне. Егеря зарезали барашка, сказав, что на ужин будет бешбармак.



Французам предстоял переезд на лошадях через перевал Ишигарт (3960) в долину реки Уч-Кель, где они должны будут заниматься изучением флоры и фауны заповедника. Мы с Александром Петровичем решили подняться на перевал и посмотреть состояние дороги. Местная собака, извалявшись в грязи и лениво потягиваясь, сливается с ландшафтом, как будто специально выбирает маскировку, чтобы лишний раз не отсвечивать.


Не успели переехать в брод Коинды, как стал накрапывать дождь и чем выше мы поднимались, тем стремительнее он переходил в снег.
Перевал весь затянуло тучами, видимость не позволила сделать хорошие снимки, но задачу мы все-таки выполнили, дорогу разведали. В долину Уч-Кель спускаться не стали, тем более, по словам местных жителей, спустившись туда в такую погоду, подняться обратно можно будет через пару солнечных дней.



И эти слова оказались правдой, на спуске с Ишигарта, пройдя каменистый участок дороги выехал на глинистый, машина стала местами не управляемой, этакое плавание по глине. Пришлось подключить передок, дальше спускались без проблем. Переезжая в брод Коинды, наскочил левым баком на валун. Когда приехали на кордон, осмотрел все, течи бака не было, а вот на следующий день, спускаясь с Сарычат-Эрташа, когда машина опрокидывалась моськой вниз под большим углом, почувствовал запах бензина, вышел посмотреть, бак тек, решил сжечь его до конца и не заправлять до города, а в Караколе снимал, ремонтировал.



На следующий день в 12 часов я выехал с территории заповедника. Погода за день менялась раз 10, солнце, тучи, дождь снег, туман, все прелести природы.



Я никуда не торопился, останавливался, фотографировал. По дороге очень много попадалось сурков, эти любопытные создания сидели по обочинам дороги, а при виде машины разбегались, унося свои толстые попы в норы.



После обеда я подъехал к Кара-Саю, реку решил преодолеть в том же месте, но не учел того, что часть брода надо ехать против течения, воды в реке прибавилось после дождей, влетел в яму, машина встала, ни вперед, ни назад, да еще и лень вместе с самонадеянностью не подключили передок. Стою посреди реки, наблюдаю за бурунчиками воды перекатывающимися через капот и думаю, сколько мне здесь куковать. Кое-как раскачал машину и задом сдав метров 20 по течению реки, изменил направление, в надежде, что ямы там нет, разогнавшись, выскочил на другой берег, после осмотрел машину, перекурил и двинул на Акбель.



Акбель проехал без особых приключений. По дороге встретил ребят на буханке, они ехали на Пикертык, при Союзе там был пограничный пост, а сейчас даже не знаю. Спросили про мост через Кара-Сай и количество воды в реке, обрисовав им ситуацию, особо не задерживаясь, разъехались, потому что у каждого был впереди еще длинный путь. При выезде на кумторскую дорогу открылся замечательный вид. Радуга среди этих просторов, красотища неописуемая, долго любовался, фотографировал, уезжать не хотел, но и по ночи спускаться по серпантинам в Борскоонском ущелье тоже не было желания, в итоге разум победил.




К 11 часам вечера я приехал домой, вся дорога заняла чуть больше 10 часов. Уставший, но довольный, даже не по ужинав завалился спать, с мыслью, что через две недели мне опять подниматься в заповедник.



Где-то в горах мне в голову пришли такие строки, обращение машины к своему хозяину...
Ну что хозяина тянуло,
К тому высокому хребту?
Уж лучше б в речке утонул я,
Или сломался на ходу.
Стоял бы в гараже тихонько,
Не зная горя и хлопот.
Ну а теперь я лезу в горы,
Под самый, самый небосвод.


Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии Авторизоваться
nikita
22.10.2010 14:11:19
очень красиво, собираюсь туда в горы поехать полазить
nikita
25.10.2010 16:31:36
пока еще точно не знаю)
слышал, что туда многие склолазы-альпинисты ездят.