Что такое вездеход?

Отцом вездеходной техники является Якоб Спайкер – он первым в 1903 году построил автомобиль с полным приводом. Машина предназначалась для участия в гонке Париж-Мадрид. Совместно с Якобом работу над созданием первого внедорожника вел конструктор Ф. Брандт.

Сегодня сохранилось немного информации об Якобе Спайкере и его изобретении. У него был брат – Хендрик, с которым Якоб совместно владел небольшим машиностроительным заводом под Амстердамом.

d0b2d0b5d0b7d0b4d0b5d185d0bed0b43


Все в том же, 1903 году на мощностях этого завода был собран полноприводной автомобиль с тормозами на всех четырех колесах.

Надо сказать, что ни Спайкер, ни Брандт не имели ни малейшего представления о таких важных вещах, как распределение крутящего момента по осям, правильная развесовка и тем более блокируемые дифференциалы. И спустя 100 с лишним лет остается только радоваться, что Спайкер не успел создать свое детище к планируемой гонке. На самой гонке погибло несколько человек и она была прервана на полпути.

d0b2d0b5d0b7d0b4d0b5d185d0bed0b421


Машина же Спайкера плохо вела себя на дороге, и в частности на поворотах. Spyker 4x4 имел чудовищных размеров шестицилиндровый мотор (редкость в те годы) рабочим объемом 8676 куб. см. Мотор развивал мощность 50 л. с В то время это было нечто. В остальном же двигатель Spyker представлял собой традиционную для тех лет конструкцию. Перед мотором был смонтирован сотовый радиатор, а позади двигателя находились конусное сцепление и громадных размеров маховик.

Коробка передач, разумеется, стояла отдельно от двигателя. КПП фактически состояла из пары двухступенчатых коробок передач, объединенных общим картером. В сумме они давали четыре передачи вперед и две передачи назад. Непосредственно за коробкой передач располагалась раздаточная коробка. Этот примитивный агрегат и обеспечивал постоянный привод на все колеса.

Интересную, завоевавшую впоследствии большую популярность, конструкцию вездехода предложил конструктор Адольф Кегресс. Он провел серию работ по созданию машины на гусеничном ходу. Этот французский инженер, механик и изобретатель, долгое время работал в России, где изобрел полугусеничный движитель для преодоления автомобилем рыхлого снега и грунта.

d0b2d0b5d0b7d0b4d0b5d185d0bed0b432


В Россию Кегресс приехал в 1906 (по некоторым другим данным – в 1909) году по приглашению графа Орлова и стал личным шофёром царя Николая II и заведующим технической частью императорского гаража в Царском Селе под Санкт-Петербургом. Здесь он занялся проблемой улучшения проходимости автомобиля по заснеженным трассам.

Кегресс заменил передние колеса на лыжи, а задние - на мягкие гусеницы, которые сначала изготавливали из сежи, а затем из толстого верблюжьего войлока. В дальнейшем такие гусеницы стали делать из резины. Зимой 1911 г. Кегресс участвовал в первых испытаниях моторных средств транспорта при движении по снегу, установив на автомобиль франзузской фирмы "ФЛ" лыжи и цепи.

d0b2d0b5d0b7d0b4d0b5d185d0bed0b44


В 1913 г. его приспособление в виде гусениц было установлено в царском гараже на автомобиль 45 л.с. (возможно марки "Лесснер"), а также заключено соглашение с "Русско-Балтийским вагонным заводом" (РБВЗ) на установку гусениц на автомобили "Руссо-Балт". На свое изобретение - гусеничный движитель - Кегресс 31.05.1914 получил привилегию – то есть, патент.

С началом первой мировой войны Адольфу Кегрессу присвоили звание прапорщика русской армии и предоставили возможность совершенствовать свое изобретение. Было изготовлено несколько десятков полугусеничных автомобилей, принимавших участие в военных действиях.

После революции 1917 г. Кегресс вернулся во Францию, где в 20-е годы он сотрудничает с компанией "Ситроен", которая приобрела патент на движитель и активно эксплуатировала эту идею. В 1920-30-е годы эта фирма ставила на свои автомобили гусеницы Кегресса А., усовершенствованные Жаком Анстеном. На таких автомобилях "Ситроен" организовала два грандиозных автопробега - трансафриканский "Чёрный рейд" и трансазиатский "Жёлтый рейд". В память об изобретателе мягкие гусеницы именуются "Кегрессами".

d0bfd0bdd0b5d0b2d0bcd0be


Начиная с середины 70-х годов 20-го века возник интерес к вездеходам на "пневматиках", то есть камерных шинах большого диаметра и низкого давления. Такие вездеходы могут передвигаться и по воде, и по болотам, а также по снегу и по сыпучим грунтам.

Они приобрели большую популярность среди рыбаков, охотников, экспедиторов и простых сельских жителей, благодаря своей простоте исполнения и высоким ходовым качествам.

Не удивительно, что в нашей стране, занимающей некогда 1/6 часть суши всего земного шара, вездеходы очень популярны. А рукастые мужики глубинки изготавливают их практически из подручных средств. В ход идут старые малолитражки, мотоциклы, мотоблоки.

d0bfd0bdd0b5d0b2d0bcd0be2


Единственное узкое место для самодельщиков - это шины. В качестве движителей для вездеходов использовались камеры от грузовых автомобилей. Благодаря большой пластичности они замечательно сцеплялись с поверхностью снега, льда, но хуже работали на грязи и болоте. Для увеличения сцепления на них стали применять охватные поперечные ремни, сначала в виде полос транспортерной ленты, а затем для увеличения проходимости наклепывать на полосы металлические уголки или клиновидные ремни.

d0bfd0bdd0b5d0b2d0bcd0be3


Для уменьшения проколов одна из камер резалась по внутренней образующей и одевалась как покрышка.

Для тяжелых снегоболотоходов между разрезанной камерой («покрышкой») и камерой прокладывалось дорожное нетканое полотно (дорнит), что резко уменьшало проколы.

На сегодняшний день существует ряд предприятий, которые выпускают шины низкого давления серийно.

Безусловно, вездеходы на шинах низкого давления - это приоритетное направление для частного использования, а также для геологов, нефтеразведки, ученых. Но в серьезное серийное производство в масштабах страны они не пошли.

Далее приведем классификацию вездеходов из самых основных видов.

Вездеходы можно разбить на классы или группы:

По типу движителя
o колёсные
o гусеничные
o воздушная подушка

По типу двигателя
o дизельные
o бензиновые

По преодолению водных преград
o сухопутные
o амфибии

По применению
o пассажирские
o грузопассажирский
o тягачи

По типу рамы
o на единой раме
o шарнирные
o сочлененные


Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии Авторизоваться