Автомобили в стиле JAZZ

Несколько дней назад в теплом, южном Коктебеле состоялся IX Международный фестиваль джазовой музыки. Логично спросить: а причем здесь автомобили? Все просто: возникла мысль увидеть все действо воочию и ассоциировать творчество музыкантов с определенными авто. Идея показалась оригинальной, а что из этого получилось – судить вам…



Еще накануне феста весь городок «дышал» джазом – тут и там, в разномастных кафе, на набережной и у памятника Волошину играли музыканты. Отовсюду лилась музыка – знакомые, легендарные джазовые композиции сливались с авторскими темами в общую мелодию фестиваля.

В этом году мероприятие расширилось – действо проходило сразу на трех сценах – Волошинской, на территории дома-музея; Open Stage – открытой для всех площадке у моря и NU Jazz – главной сцене джаз-феста. Стартовая пресс-конференция с организаторами немного запутала – на всех трех сценах большинство выступлений проходят одновременно, так что желание везде успеть и все увидеть осталось нереализованным. Было принято логичное решение сосредоточить свое внимание на сцене NU Jazz, а остальные посетить по возможности.



На Open Stage удалось заглянуть в первый день фестиваля – в это время там проходило выступление украинской команды That Crased Girl. Музыку этих ребят я бы назвал неординарной и даже … странной. Этнические нотки сплетались с классическими джазовыми пассажами, плюс некая театрализация каждой песни, плюс импровизации по ходу выступления. Больше всего это мне напомнило некий концепт-кар, футуристический и безумный, который, в конечном итоге, вряд ли пойдет в серийное производство. А даже если и пойдет, то в совершенно измененном виде.



Гораздо привычнее для ушей зазвучала музыка на NU Jazz – открывали программу первого дня Kitchen Grooves – зажигательное трио, которое привез на фестиваль Карл Фриерсон – бессменный участник и, как было неоднократно сказано – практически резидент фестиваля.



Звучали популярные мелодии прошлых лет в джазовой обработке. Легко, изящно, красиво. С тонким оттенком ретро.





Воображение сразу же нарисовало изящный, огромный седан, с классическими формами, размеренно едущий по пустынному шоссе где ни будь в штате Невада или Техас, а из приемника играет веселая мелодия. Эх…



Продолжила вечернюю программу группа Non Cadenza из России. Их песни и голос вокалистки Александры Алмазовой напомнили мне молодую Ларису Долину и эпоху 80-х в истории отечественного кинематографа.



Помните «Зимний вечер в Гаграх»? Вот сразу вспомнился он… А что же автомобиль? Я думаю – «Чайка».



Такой себе Кадиллак, эстрадный, классически приджазованный (если так можно сказать), soul, lounge, pop-rock, но с русскими текстами.



Завершал вечернее выступление первого дня фестиваля Карл Фриерсон с сольной программой.



Этот импульсивный, энергичный музыкант – вокалист известной группы De Phazz, автор музыки и текстов просто порвал сцену. Виртуозное владение голосом, импровизации в каждой песне, неожиданные решения – все это есть в его творчестве. Увидев Карла вживую, начинаешь понимать, кому De Phazz обязаны, как говорится, «по гроб жизни».



Но с определением автомобильной ассоциации я решил не торопиться. Очень интересно узнать, что сам Карл думает о своем творчестве? А общение с Фриерсоном было запланировано на второй день и состоялось благодаря пресс-атташе фестиваля – Кате Свириденко, практически в неформальной обстановке. На мой вопрос, с каким автомобилем музыкант ассоциирует свое творчество, Карл ответил без лишней скромности:
- Очень хочется, чтобы моя музыка была похожа на «Бентли», то есть – высшего класса. Но я стараюсь, чтобы мое творчество было в первую очередь качественным, как машины «Мерседес». Сейчас на музыкальной ниве так много всего «китайского» …
Да. Вот она – отличительная черта музыки Made in K.F. – качество, культура звука. Не смотря на феерические импровизации практически в каждой песне, каждая нота берется выверено, звучит безупречно. Остается лишь аплодировать.



Во второй день фестиваля удалось попасть и на Волошинскую сцену, где известная джазовая певица Анна Кристофферссон давала мастер-класс. Что тут скажешь?! Волшебный вокал, тонкая чувственность в каждом звуке. Завораживает… Легкий, изящный кабриолет летним солнечным утром.



Здесь позвольте сделать некоторое отступление от темы – хочу сказать и пару слов о более приземленном и материальном, нежели высокое искусство. Кто был хоть один раз в Коктебеле, тот знает, что такое набережная. Это улица, сплошь состоящая из кафе, баров и ресторанов, протянувшаяся на пару километров, от самого подножия Карадага до нудистского пляжа. Так вот, пройти этот коридор, не съев, не выпив или не купив сувенир просто невозможно. Но самое приятное во всем этом фейерверке еды, напитков и разномастных побрякушек – цена! Все более чем доступно. Так что отправляясь «заправить баки» рассчитывайте их емкость – два вторых, салат, запеканка и бутылка знаменитой крымской мадеры могут просто не поместиться. Но вернемся к джаз-фесту.



Вечерняя программа второго дня на NU Jazz открывалась голландской командой Tne State of Monc.



Жестко, агрессивно, с места в карьер. Великолепные сольные партии на трубе сменялись экспрессивными выпадами сакса.



Эдакий джазовый «Раммштайн» из Нидерландов. Однозначно – огромный, неудержимый внедорожник!



А далее наступило время релакса – на сцене NU Jazz Анна Мария Йопек из Польши. Очень проникновенно, нежно, лирически. Это джаз? Да, но такой мелодраматичный, как осенняя сказка. На что это похоже? На родстер, управляемый элегантной, аристократичной женщиной…

После такого расслабления пришло время стряхнуться. И … барабанная дробь! На сцене NU Jazz Parov Stelar Band из Австрии.



Оглушительно, ошеломляюще! Выступление было настолько зажигательным, что у меня в голове до сих пор звучит мелодия их боевика – libella swing. Нужно отдать должное и харизматичной вокалистке, и экспрессивным саксофонисту с трубачом. Сцена снова была «порвана» просто в хлам.



Смесь джаза, хауса, брейкбита и еще массы всего с потрясающим вокалом дала такой взрывной коктейль, что сравнить его можно только с джипом! И если у голландского коллектива - это «Хэмви», то здесь больше похоже на молодежный Toyota FJ.



Вот только одно осталось загадкой – кто же эта эксцентричная вокалистка Parov Stelar Band? Ведь на сцене джаз-феста выступала явно не «Bea»…

Третий день фестиваля для прессы начался с главной пресс-конференции. Шутка ли? Кроме режиссера Ганки Третьяк (к-фильм Don`t Worry) пришли Алина Орлова, питерские Billy`s Band и сам БГ. «Прессухи» проходили, как говорится, в очередь. И если Ганка общалась с журналистами легко и шутливо, то Алине общение с прессой давалось нелегко. Заметно, что девушка не избалована вниманием СМИ, да и опыта такого рода мероприятий, по всему, немного. К тому же певица была больше «в себе» и, похоже, не всегда понимала, чего от нее хотят.



Вечерний концерт тому подтверждение – Алина просто «выключалась» и плыла где-то в своей музыке, звучащей юным высоким вокалом с изрядной долей трагизма. Сравнить ее выступление лично для себя могу скорее всего с ночной поездкой по встречной полосе при выключенных фарах на папином Кадиллаке. Причем – без тормозов. Но… с позитивным финалом. Без срывов в пропасть или ужасным лобовым ДТП. Просто кончился бензин, закончилась ночь и выглянуло солнышко. День принесет свои радости, жизнь продолжается…



Биллисы пришли всем составом, и хотя команда была заявлена как Jazz Sextet, журналисты лицезрели только четверых. Вадим, он же Билли, сразу погрузил журналистов в атмосферу интеллектуального общения, остроумно отвечая на поставленные вопросы.



Меня всегда восхищала их чисто питерская манера поведения. На мои вопросы об автомобилях эти представители романтического алкоджаза (как они сами себя называют) рассказали, что каждый водит авто, а вкусы разные. Но вот на команду давно хотят купить УАЗ «Буханку» с надписью «ЛАБОРАТОРИЯ» и на ней бороздить просторы. Прикол? Скорее всего, как и тематика большинства песен группы. Я бы сравнил их творчество с классическим американским пикапом – такой себе легендой дорог Дикого Запада. А местами, простите ребята, с катафалком – уж очень много у группы «загробной» тематики – то «Кладбище девичьих сердец», то «Отдохнем в гробах». Но во всяком случае – «Счастье есть». Спасибо за надежду!



САМ пришел на пресс-конференцию в удивительно хорошем (как для БГ) настроении. Борисыч просто лучился позитивом и столь позитивной же была его пресс-конференция. Легенда советского рока остроумно шутил, одновременно философствуя. На вопрос своего отношения к авто ответил, дескать долго не садился за руль, так как считал, что в двигателе внутреннего сгорания сидит черт. А потом батюшка его разубедил и теперь все нормально. Автомобили же Гребенщиков использует как некую среду уединения, где можно послушать музыку и никто не будет мешать.



Прекрасное настроение сохранилось у БГ и на вечернем концерте.



Были старые и новые песни на любой вкус. А уж «Небо становится ближе» пело все побережье. Что тут сказать и с чем сравнить?



Огромный, светлый автобус, в котором поместятся все, для каждого найдется место и уютный уголок, чтобы помедитировать. А сам Гребенщиков ассоциировал свое творчество, как «идти пешком и не зная, куда». Еще один афоризм – записывайте!



Вечерняя программа закончилась, но фестиваль продолжался. На сцену вышли прямо таки безумные барабанщики Drum Ecstasy из Беларуси. Их драйвовое выступление я уже видел на байк-шоу в Севастополе, но в Коктебеле было еще интереснее. Мощно, ритмично, жестко. Ни дать, ни взять – БТР или даже танк.



Чуть ли не утром публику фестиваля ждал еще один сюрприз – на сцену феерически ворвались ребята из Англии – популярная команда Red Snapper.



Бритиш есть бритиш – как говорится, комментарии излишни. Эйсид-джазовая команда дала возможность оторваться всем, у кого еще слушались ноги.



Один из фанатов даже смог пробраться на сцену (непостижимым образом усыпив бдительность охраны) и неплохо станцевал под одобрение самих музыкантов. Red Snapper – однозначно суперкар.



Был еще и четвертый день фестиваля – завершающий. Увы, ночь с субботы на воскресенье отняла у публики слишком много сил, и на закрытие людей собралось несколько меньше. Да и о завершении писать как-то не хочется. Хочется думать, что год – это всего лишь 365 дней, которые скоро пройдут и фестиваль в Коктебеле снова состоится.

Конечно, этот рассказ о фестивале неполный. Просто невозможно физически увидеть и услышать все за четыре дня. Кроме выступлений артистов были еще и ночные просмотры кинофильмов – «Cinema and Tango», «Киев, я люблю тебя!», «Don`t Worry!», на которые попасть просто не хватало сил – сеансы начинались далеко за полночь, а с утра пресс-конференции, концерты и т.д. Но я надеюсь, что смог передать атмосферу мероприятия так, чтобы у читателей возникло желание самим увидеть Коктебель в сентябре и послышать джаз у теплого Черного моря в следующем, 2012 году. Тем более, что грядущий джаз-фест будет юбилейным, десятым. Не знаю, кто как, а я обязательно постараюсь поехать.

Материал : Г.Стороженко
Фото: Е.Ивакина

P.S. Благодарим оргколлектив по работе с СМИ за участие и содействие. Вы молодцы!


Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии Авторизоваться