Полюбовавшись в последний раз на всю эту красоту, мы поехали в сторону границы. Быстро добрались до поселка и в 8:50 уткнулись в очередь из вереницы УАЗиков.
Пущать еще не начали и снова из ниоткуда нарисовался прощелыга, угощавший нас невкусными мантами. Напомнив ему, что у него на таможне работает брат, мы поинтересовались, нельзя ли нам занять более почетное место в этой длинной колонне. На удивление, наша просьба была выполнена и нас вскоре поставили в начало вереницы к всеобщему недовольству остальных участников. Услуга обошлась нам в 1500 рублей и мы счастливые, что все так удачно складывается, стали ждать открытия границы. В 9 с копейками открыли ворота, и мы проехали к КПП.
Зная процедуру прохождения, мы быстренько ломанулись в окно пограничников и таможенников, потом я встал в очередь на паспортный контроль, а Павел Сергеевич пошел показывать автомобиль инспекторам. Вскоре пришел Павел, проблем с осмотром не было и до стойки с паспортистом было всего человек 5, а позади нас выстроилась огромная очередь из монгольских казахов с огромными тюками. Эти люди не путешествуют по двое, если уж ехать, то сразу всей семьей, родственниками и баранами. Время шло, мимо протекали толпы славных потомков Чингиз-Хана, а мы не двигались с места. Здесь работала та же схема, по которой мы первыми оказались у ворот, но тут у нас не было нашего знакомца и все наше преимущество съели родственные связи с паспортистом, имеющиеся у каждой семьи. Стоял дикий гвалт на казахо-монгольском диалекте, луноликие бесцеремонно лезли во все щели, вспыхивали локальные конфликты и потасовки, жутко пахло монгольским потом. Вперед нас попытался пропихнуть толстую пачку паспортов очередное дитя степи, и я, не выдержав, решительно прорвался к стойке, положив на нее наши документы. Паспортист изумленно уставился на нас. — Командир, говорю я ему, мы зашли сюда первыми, а стоим к тебе уже час и ни на сантиметр не продвинулись, подождет твой земляк провезти своих баранов. Нас пропустили и в 10:15 мы выехали с монгольской границы. Быстро преодолев последние километры разбитой грунтовки, мы с радостью въехали за шлагбаум, на родину.
Там, знакомый уже нам пограничник отметил паспорта, попросил молоток, чтобы приколотить щеколду на дверцу сортира, и мы помчались по родному асфальту, обгоняя ненавистные монгольские УАЗы. В 10:45 подъехали к нашему КПП и снова уткнулись в хвост машин, обошедших нас на монгольской стороне, пока мы стояли в очереди на паспортный контроль. Разведали обстановку, пропускали по 6 машин, на осмотр которых уходил примерно час. Через некоторое время выяснилось, что нам нужно было пройти дезинфекцию, поэтому мы вылезли из очереди, и встали в луже перед будкой. Заплатив 53 рубля, нам должны были облить колеса какой-то дрянью, но тут открылись ворота и Павел Сергеевич рванулся в образовавшуюся брешь. Однако бдительный пограничник не пропустил, мы оказались седьмыми, и нам пришлось встать в самый конец очереди, что никак не входило в наши планы. После совместных переговоров с привратником и монголами, влезшими в нашу очередь, договорились, что наш заезд состоится в следующей партии.
А тем временем на заставе начался обед. Мы посмотрели кино, поели суджука, поговорили с семьями по телефону, время медленно тянулось, было жарко, плакал ребенок. Монголы устроили коллективный полевой стан, на котором пообедали все участники очереди и снова разбрелись по машинам. Никаких даже маломальских удобств при прохождении границы нет, прозрачный туалет из наспех сколоченных досок загажен до такой степени, что подходить к нему уже никто не рискует. Мы спросили у одного из казахов, что будет, если настанет вечер, а кто-то не успеет пройти границу. — Ему придется вернуться назад, и ночевать на монгольской стороне, чтобы завтра попытать вновь свое счастье. Жесть.
Обед кончился, за воротами началось движение, и с российской стороны на досмотр заехали два здоровенных автобуса, до отказа набитые туристами. Мы совсем приуныли, на их прохождение уйдет не менее пары часов, делать нечего, ждем. Наконец туристы прошли, заскрипел засов, и вся очередь, взревев моторами, стала уплотняться, напирая на ворота. Нас, как и обещали, пропустили, причем первыми, и мы устремились на штурм границы. Нашу сторону мы прошли быстро и без проблем, и в 15:45 уставшие выехали за ворота КПП.
Доехав до Кош-Агача, зашли в магазин, взяли пива, мороженного и газировки, почему-то захотелось обычной газировки, и поехали на заправку, монгольский 80-й подходил к концу. По пути встретился вот такой оригинальный указатель.
Залили оба бака под завязку и полетели наматывать на колеса километры российского асфальта. Очередной раз отмечаю красоту Чуйского тракта, растительность которого за неделю нашего отсутствия сильно подросла, и пейзажи сказочно преобразились.
В наши сегодняшние планы входило найти водопад, который мы пропустили по дороге туда и место стоянки на Чуе, ибо пилить в ночь после такого трудного дня не было никакого желания. К водопаду, который без труда удалось обнаружить, вела тропинка, но идти туда у меня не было никакого желания, ибо для душа было весьма прохладно, поэтому я занялся фотографированием ручья,
а Павел Сергеевич пошел знакомиться с чудом природы.
Вскоре мы достигли местечка, под названием Белый Бом, где был мост на другую сторону Чуи, на которой мы решили поискать место для ночевки.
В очередной раз своей заботой о незнакомых людях удивил местный тракторист, сказав, что далеко нам вдоль реки не проехать, так как сейчас паводок и дорога размыта, но мы успокоили его, что нам совсем недалеко и поехали дальше. Благодаря чутью Павла Сергеевича мы нашли премилое местечко на берегу и остановились на полянке, под раскидистыми ветвями лиственницы. В отличие от Монголии, наша природа радовала обилием густой зеленой травы и деревьев, в ветвях которых пели птички.
Веселый ручей приятно журчал в тишине наступающего вечера.
В кустах кто-то смачно доедал лошадь.
Идиллия. Мы поужинали, развели костер и наслаждались тихим летним вечером, последним в этой поездке, завтра мы встаем на тропу и без ночевок едем до дому.
Проснулись в 7, собрались и в 7:30 выехали со стоянки. По дороге завернули на слияние Чуи с Катунью, попрощавшись с одной из красивейших рек, чтобы обязательно вернуться.
Дорога домой была без особых происшествий. Новосибирск проскочили довольно быстро, традиционная пробка была в сторону Бердска. Пропустив на кольце поворот на Омск, я заехал в новосибирский аэропорт, это было начало моих косяков по дороге домой. Доехали до большой стоянки, километров 180 от новосиба, где поели и сходили в душ, очень полезная процедура, которая согнала сон и пыль, оставшуюся еще с Монголии. Выехали в 23:30, через четыре часа в салоне появился запах кислоты. Остановились на пересменку, оказалось, что выкипел второй аккумулятор, ставим прежний, а этот привязали спереди к кенгурину, чтобы остывал. Наступило утро, мы подъезжали к Омску, пришло время моего руления. Павел Сергеевич со слипающимися глазами готовился ко сну, предупреждая меня, чтобы я ни в коем случае не свернул под указатель на Челябинск, так как эта дорога идет через Казахстан, а нам нужно ехать в сторону Тюмени.
— Все понятно, сказал я, и после кольца с постом ДПС, спокойно повернул именно на неправильную дорогу, указателя на Тюмень я, видимо, просто не увидел. Едем минут двадцать, стало как-то безлюдно, на встречу ни одной машины, пропали фуры, Павел Сергеевич насторожился. Перед очередной развилкой развернули атласы и карты, сверились с навигатором и, действительно, я ехал не туда. Прикинув путь назад и возможные объезды, выбрали дорогу через поселки, главное, чтобы в одном из них был железнодорожный переезд. В общем, потеряв где-то час времени, мы выбрались на нашу трассу, и Павел смог уснуть, но не надолго, так как пропала зарядка. Решаем подцепить два аккумулятора параллельно, так мы сможем доехать до Челябинска, даже если генератор выйдет из строя, а в случае появления перезарядки они не закипят.
Последняя неисправность вылезла в районе Ялуторовска, в переднем левом колесе что-то стало похрустывать, и при торможении машину кидало вправо. Извечная проблема с передними тормозами, которые в УАЗе выполнены просто отвратительно, привела к поломке, скорее всего, лопнул колесный тормозной цилиндр, в результате чего у нас вытекла жидкость из одного из двух контуров. Тем не менее, ехать можно и осталось-то совсем ничего. Около восьми часов вечера мы въехали в Челябинск, путешествие закончено, подведем итоги.
Проехали в общей сложности 6382 километра, что составляет 491 км/день. Залили 852 литра бензина на сумму 19109 рублей, вышло 13,4 л/100 км. Рыб поймано 19 штук, общей массой 9 кг, из них 3 османа и 16 хариусов.
В целом, дорогу можно разделить на две части: дорога по России и дорога по Монголии. Первая представляет собой асфальт, весьма хорошего качества, с нормальными заправками, стоянками и кафе вдоль всей трассы. Можно ехать с семьей и детьми вплоть до самого Кош-Агача, вдоль Чуйского тракта найдется немало интересных и очень красивых мест. Дорога по Монголии это, конечно, испытание для автомобиля, но не такое страшное, как описывают некоторые путешественники. До основных мест и населенных пунктов ведет вполне приличный грейдер, или просто твердая дорога с отличными полевыми дублерами. Иногда попадаются участки с валунами, поэтому предпочтителен будет автомобиль с увеличенным клиренсом, но особо отчаянные ездят и на девятках. Бензин в больших населенных пунктах есть, но только АИ80, АИ92 был только в Ульгие. Колонки с соляркой мы не смотрели, но так как основной парк Монголии это УАЗы и ЗИЛы, то, скорее всего она присутствует только в областных центрах. В любом случае, независимо от вида топлива, необходимо иметь резерв, например, наш расход по монгольским дорогам увеличился до 18 л/100 км, против 13-14 по асфальту, это надо учитывать. Не нужно брезговать и парой запасных колес, с нами, к счастью, проколов не случалось, но нам видимо везло, а так это весьма рядовое событие. Ну и, конечно, общая подготовка автомобиля, т.е. в нем необходимо быть уверенным на 99%, оставшийся процент идет на запчасти и непредвиденные обстоятельства. Сервиса по эвакуации неисправного автомобиля в Монголии нет и, если УАЗ можно попытаться починить на месте самому или силами монгольских товарищей, то современную иномарку придется как-то доставлять до границы и дальше, до ближайшего сервиса.
Люди, которые нам встречались на протяжении всего путешествия, были очень доброжелательными и гостеприимными. Ни разу не возникало даже намека на неприязнь или попытки что-либо украсть или обмануть, может еще и потому, что мы никому не предлагали выпить с нами водки и начать дружить народами. Все контакты были дружелюбными и чаще всего заканчивались обоюдным обменом подарками: мы, как правило, дарили ребятишкам сникерс или печенье; взрослым сгущенку и сигареты, а они, со своей стороны угощали нас молоком, сыром и творогом. Искреннее желание прийти на помощь в сложных ситуациях, нас просто изумляло до глубины души, повторюсь, что у нас это уже стало редкостью.
В целом путешествие прошло очень удачно, познавательно и интересно. Необычные пейзажи Монголии и знакомства с отличными людьми останутся в памяти на всю жизнь, а что сотрется, останется на фотографиях, которые лежат здесь:
До встречи на бескрайних просторах!
08.11.201015:1208.11.2010 15:12:27
|