Еще в далеких 60-х годах ХХ века дальновидному командованию Вооруженных Сил СССР стало ясно, что мощной ударной и оперативной силе, имеющейся в арсенале Советского Союза, а именно - Воздушно-десантным войскам, необходимо придать бронетехнику - для обеспечения поддержки и оперативного перемещения.

d0b1d0bcd0b412


Работы по созданию боевой машины десанта (БМД) для Воздушно-десантных войск начались по инициативе командующего ВДВ генерала армии В.Ф. Маргелова. В апреле 1964 г. нескольким организациям, в числе которых были конструкторские бюро Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ), Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ) и Всесоюзного научно-исследовательского института ВНИИ-100 в Ленинграде, одновременно была поручена разработка эскизных проектов боевой машины Воздушно-десантных войск.

Это была интересная и непростая задача, ведь БМД по своим боевым и техническим характеристикам - вооружению, маневренности, лобовой броневой защите, установленному оборудованию, должна была стать современной и эффективной, в то же время размеры и боевая масса машины были жестко ограничены. Размеры БМД были заданы из условий свободной вытяжки машины парашютом через грузовой люк серийного транспортного самолета Ан-12, а боевая масса — из условий сохранения устойчивости полета самолета в момент выброса машины вместе с парашютной системой.

Решение вопроса рассматривалось в двух вариантах - по принципу использования лишь имеющиеся на серийном производстве узлов и агрегатов существующих гусеничных машин (как первый): тягачей АТ-П и ГТМ, авиадесантной самоходной установки АСУ-57 и колесной боевой разведывательно-дозорной машины БРДМ-2. В качестве основы рекомендовалась компоновочная схема с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения (МТО) и задним размещением совмещенного десантно-боевого отделения.
И второй вариант, предложенный конструкторским бюро ВгТЗ: он основывался на том, что машина будет массовой, так как возможность очень быстрой доставки БМД в заданный район являлась новым, весьма ценным качеством, которым другие образцы не обладали. Кроме того, в КБ завода считали, что выбор конструкции узлов должен иметь подчиненное значение при реализации заданных ТТТ, а не наоборот.

Все проекты, представленные другими организациями, кроме ВгТЗ, базировались только на использовании автомобильного карбюраторного двигателя ГАЗ-41, имевшего максимальную мощность 103 кВт (140 л.с.).

В упорной борьбе победил проект КБ Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ), получившей заводской индекс - «объект 915» на стадии испытательно-конструкторской работы (ВКР), а после принятия на вооружение - боевая машина десанта БМД-1 . Работу начинал главный конструктор КБ ВгТЗ Гавалов И.В., а продолжил Шабалин А.В. В результате успешно проведенной работы 14 апреля 1969 вышло постановление Совета Министров СРСпро принятия на вооружение Советской Армии гусеничной боевой машины воздушно-десантных войск.

Давняя мечта легендарного Командующего генерала армии Маргелова В.Ф. иметь в своих войсках авиадесантируемую, маневренную, плавающую и с мощным вооружением боевую машину воздушно-десантных войск осуществилась.

d0b1d0bcd0b4-1-11


Первая партия боевых машин десанта БМД-1 была направлена на вооружение одного батальона в Прибалтике (108-й парашютно-десантный полк 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, г. Каунас, Литва), на котором проводилось ее освоения, отрабатывались вопросы парашютного десантирования и тактика действий. В дальнейшем, по мере поступления машин, в дивизии ими оснащался один парашютно-десантный полк. К 1978 году перевооружение всех войск на боевые машины десанта в основном было завершено. Каждая советская воздушно-десантная дивизия получила около 330 боевых машин на базе БМД-1 в различных конфигурациях.

Параллельно с освоением новой боевой техники в течение 1970-х годов шел процесс освоения средств его десантирования. На первом этапе для десантирования БМД-1 и БТР-Д использовались парашютная платформа П-7 и многокупольные парашютные системы МКС-5-128М или МКС-5-128Р.

Парашютная платформа П-7 - это металлическая конструкция на съемных колесах, предназначенная для десантирования на нее грузов полетной массой от 3750 до 9500 кг с самолетов Ил-76 при скорости полета 260 -400 км / ч, а с Ан-12Б и Ан - 22 - при 320 - 400 км / ч. Универсальность этих платформ позволяла десантировать на них почти все, что угодно - от боевой машины до гусеничного трактора и полевых кухонь. В зависимости от массы десантуемого груза на объект устанавливалась разное количество блоков парашютной системы (от 3 до 5, каждый площадью по 760 м При десантировании на скоростях 300-450 км / ч и минимальной высоте выброски 500 метров скорость снижения объектов составляет не более 8 м / с. Системы имели достаточно высокую, подтвержденную большим количеством десантирований, надежность - 0,98. Для сравнения: надежность человеческого парашюта составляет 0,99999, т.е. на 100 тыс. приложений - один отказ.

Однако существовали и минусы. Подготовка к десантированию требовала много времени, а перевозки систем на аэродромы взлета - большого количества грузового автотранспорта. Кроме этого, при приземлении купола препятствовали движения боевых машин десанта, они попадали в гусеницы, плавились, отчего заклинивало ходовая часть. Наибольшее же сложность заключалась в другом. С самолетов различных видов выбрасывалось от одной (Ан-12) до четырех (Ан-22) боевых машин, экипажи прыгали вслед за ними и десантники рассеивались на расстоянии до пяти километров от своих БМД, вследствие чего вынуждены были долго искать их.

В течение 1960 - 1970-х годов в Командующего Воздушно-десантных войск генерала В. Ф. Маргелова зрелая смела и, на первый взгляд, фантастическая мысль - десантировать личный состав прямо в технике. После долгих расчетов и сомнений, летом 1971 началась разработка специального комплекса: «парашютная система - боевая машина - человек», которая получила условное название «Кентавр». В боевых машинах десанта устанавливались упрощенные космические кресла типа «Казбек» - «Казбек-Д».

5 января 1973 впервые в мировой практике в Советском Союзе было проведено парашютное десантирование на парашютно-платформенных средствах в комплексе "Кентавр" с военно-транспортного самолета Ан-12Б боевой машины десанта БМД-1 с двумя членами экипажа на борту - старшим лейтенантом Маргелов Александром Васильевичем (сыном Командующего НДС генерала армии Маргелова Василия Филипповича) и подполковником Зуевым Леонидом Гавриловичем. Всего было осуществлено 34 десантирования систем такого типа, в которых приняли участие 74 человека. Также с самолета Ан-12 десантировался внутри боевой машины БМД-1 весь экипаж. Это очень сложное и важное испытание было проведено 26 августа 1975 на базе Рязанского высшего дважды Краснознаменного воздушно-десантного командного училища. Практическое применение такого комплекса совокупного десантирование позволяло экипажам боевых машин десанта уже с первых минут после приземления быстро приводить БМД-1 в готовности к бою, не теряя драгоценного времени, как раньше, на ее поиск, что сокращало в несколько раз сроки вступления воздушного десанта в бой в тылу противника.

А 23 января 1976 года, также впервые в мировой практике, была десантована БМД-1 на парашютно-реактивной системе ПРСМ-915 в совокупном комплексе с условным названием "Реактавр" ( «Реактивный Кентавр»), опять же с двумя членами экипажа на борту - капитаном Маргелов А.В. и подполковником Щербаковым Л.И.

В последующие годы было проведено около 100 десантирований системы «Реактавр» с личным составом на борту. Особенность этого оригинального комплекса ПРСМ-915, по сравнению с МКС-5-128в совокупности с парашютной платформой П-7, следующая: вместо пяти блоков основных парашютов в парашютной системе МКС-5-128Р, каждый из которых имеет площадь 760 м Роль амортизатора играет реактивный пороховой двигатель, которой тормозит приземления системы. Два щупа, отпускавшиеся вертикально вниз при спуске боевой техники, имеют на концах контактные замыкатели, и во время соприкосновения с грунтом они вызывали срабатывания пороховых реактивных двигателей (от 3 до 4 в зависимости от массы груза), которой мгновенно гасит вертикальную скорость с 25 м/с практически к нулю.

При создании БМД-1 был решено множество разных по сложности технических вопросов. Так, например, для десантной машины потребовалось создать особо легкий броневой корпус, обеспечивавший противопульную защиту. Эта задача была решена НИИстали.
Весь корпус был выполнен из броневых алюминиевых сплавов, благодаря чему удалось получить полный боевой вес машины 7,6 т. БМД-1 должна была укладываться на грузовую платформу парашютной системы, а после приземления сама (без посторонней помощи) оставлять грузовую платформу на месте приземления. Для этого машина получила переменный клиренс, позволяющий изменять расстояние между днищем и опорной верхностью гусениц. Этот вопрос был блестяще решен ВНИИтрансмашем за счет создания гидропневматической подвески (на БМП-1 была сравнительно простая, чисто механическая торсионная подвеска). Имея такую подвеску, БМД-1 заходила своим ходом на платформу парашютной системы, останавливалась, поднимая обе гусеницы в крайнее верхнее положение, и при этом своим днищем БМД-1 ложилась на платформу. В таком положении боевая машина швартовалась к платформе. После приземления боевая машина с помощью системы автоматического отстрела освобождалась от средств десантирования экипажем БМД-1 изнутри, заводился двигатель, гусеницы опускались на землю, экипаж приступал к выполнению боевой задачи. Сравнительно небольшой вес, удачная подвеска, достаточно мощный двигатель - эти качества делали БМД-1 маневренной и "прыгучей" машиной, с легкостью преодолевавшей канавы и крутые подъемы.

d0b1d0bcd0b421


БМД-1 стала очень успешной боевой машиной и послужила базой для создания цельного ряда машин различного назначения. В период с 1969 по 1984 годы были разработаны и серийно производились: бронетранспортер БТР-Д, самоходная артиллерийская пушка 2С9 «Нона-С», машина управления артиллерией 1В119, бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Д (всего 15 модификации).

В 1983 перед КБ Волгоградского тракторного завода было поставлено задание на разработку новой боевой машины десанта на базе БМД-1 с другим комплексом вооружения. Новая машина получила заводское обозначение «объект 916» и в 1985 г. новая боевая машина была принята на вооружение воздушно-десантных войск под названием БМД-2 и запущена в серийное производство на этом заводе.

d0b1d0bcd0b4-2-21


Основной особенностью новой боевой машины десанта в отличие от БМД-1 стал новый комплекс вооружения, которой идентичен комплекса вооружения боевой машины пехоты БМП-2: 30-мм автоматическая пушка 2А42, 7,62-мм пулемет ПКТ и пусковая установка противотанковых управляемых ракет 9М113 и 9М111. Кроме того, оставлен один 7,62-мм курсовой пулемет ПКТ. БМД-2 имеет такие же средства радиосвязи и специальное оборудование, как и БМД-1.

Позже на ее базе разработана и выпускалась серийно командирская машина БМД-2К.

d0b1d0bcd0b4-3-31


Дальнейшим развитием бронетехники для ВДВ стала машина БМД-3 "Бахча".
Решение о разработке новой БМД было принято, когда стало ясно, что устранение недостатков у БМД-2 посредством модернизации уже не представляется возможным. Машина принята на вооружение в 1990 г.

Благодаря двухканальному прицелу вести огонь из пушки и спаренного с ней 7,62-мм пулемёта может как наводчик-оператор, так и командир машины. На машине установлен стабилизированный комбинированный дневной и ночной (активный-пассивный) перископический прицел.
В БМД-3 установлены индивидуальные универсальные сиденья для всего боевого расчёта (7 человек), которые крепятся не к днищу, а к крыше корпуса, это повышает защиту расчёта машины от мин и фугасов.
Имеется защита от оружия массового поражения.

d0b1d0bcd0b441


Боекомплект, шт.:
30-мм выстрелы к пушке 2А42 (500)
патроны калибра 7,62 мм (2000)
ПТУР «Конкурс» (4)
выстрелы к гранатомёту АГС-17 (290)
патроны калибра 5,45 мм (2160)
Авиатранспортирование: Ил-76, Ан-22, Ан-124, Ми-26
Авиадесантирование: Ил-76, Ан-22, Ан-124

БМД-4 «Бахча-У» является дальнейшим развитием семейства боевых машин десанта. Она представляет собой модернизированный вариант БМД-3 «Бахча».

Модернизированная БМД-4 «Бахча-У» разработана ОАО "Волгоградский тракторный завод" совместно с ГУП «КБ приборостроения» (г. Тула). Впервые машина была продемонстрирована в 2004 г. на выставке вооружений сухопутных войск (IDELF-2004, Москва, 7-10.09.2004 г.). Производится ОАО "Курганмашзавод".

Суть модернизации заключалась в замене штатного боевого отделения БМД-3 новым унифицированным боевым отделением (боевым модулем) для легкобронированной техники, которое было создано по программе модернизации БМП-3. При этом была изменена форма стальных экранов, усиливающих алюминиевую броню башни, и установлены по ее бокам трехствольные блоки дымовых гранатометов. Одновременно с этим к имевшейся на БМД-3 30-мм автоматической пушке в башне новой машины было установлено 100-мм орудие, которое может использоваться для пуска противотанковых управляемых ракет (ПТУР).

Масса унифицированного боевого модуля составляет 3,2-3,98 т.

Серийное производство БМД-4 «Бахча-У» организовано в Туле на государственном унитарном предприятии «КБ приборостроения». Принята на вооружение в 2004 г., поступление на вооружение войск ВДВ новой БМД-4 началось с 2005 года.

d0b1d0bcd0b451


БМД-4 «Бахча-У», по оценке специалистов, не имеет зарубежных аналогов, а новое боевое отделение, по сравнению с БМД-3, не менее чем в 2,5 раза, а по некоторым оценкам на порядок выше по огневой мощи и позволяет десантным подразделениям решать задачи без поддержки танков и артиллерии как в наступлении, так и в обороне.

На заметку!
Материалы о БРДМ и БТР на нашем ресурсе:
http://www.4x4info.ru/main/319-btr-80-i-brdm-2-uskorennyjj-kurs.html /> http://www.4x4info.ru/prototypes/tyuningovannyj-brdm.html />


Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии Авторизоваться
Вадим
30.12.2010 09:56:19
Хвала российским производителям бронированных автомобилей, броневиков. За окном 21 век, но бронированные автомобили все так же пользуются спросом, правда не для военных действий, а уже для безопасности личной жизни наших первых лиц государства, политиков, знаменитостей и т.д.